Цементный рынок россии. Цементный рынок: мощности станут избыточными Особенности спроса на строительный материал

Сегодня в России находятся 49 цементных заводов, при этом действующих только порядка 43. Основные фонды цементной промышленности России характеризуются высоким прогрессирующим износом, который достиг к 1996 году 57%, а в активной части оборудование превышает 70%. При этом производственные мощности большинства цементных предприятий используются на 35-40%. Причинами такого положения в цементной промышленности, по мнению специалистов МАП, считаются: снижение инвестиционной активности, отсутствие платежеспособного спроса, неплатежи за отгруженную и поставленную продукцию и как результат - крайне неустойчивое и часто критическое финансовое положение. По данным Госстроя России, к концу 1997 года более 54% предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций оказались убыточными. После перестройки некоторые заводы смогли удержаться на плаву благодаря иностранным инвесторам, некоторые, за счет своего территориального расположения вблизи крупных промышленных центров, некоторые благодаря полному отсутствию конкурентов в своем и близлежащих регионах.

На сегодняшний день рынок цемента можно подразделить по следующим территориальным зонам:

1. Зона Зауралья (Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток)
2. Волжско-Уральская зона
3. Южная зона
4. Московская зона (г. Москва и Московская область)
5. Ленинградская зона (г. Санкт-Петербург и Ленинградская область)

Каждая из вышеперечисленных зон имеет свои особенности и своих хозяев.

Зауральская зона
Характеризуется практически полным отсутствием конкуренции, т.к. заводы этой зоны расположены, как правило, на большом расстоянии друг от друга и каждый из них «обслуживает» большое количество регионов, при этом цемент поставляется на расстояния более 1000 километров и находит своих потребителей.

Основные заводы этой зоны:

Сибирский федеральный округ:

1. "Ангарский" (ОАО "Ангарскцемент")
2. "Ачинский" (ООО "Ачинский Цемент")
3. "Голухинский" (ОАО "Цемент")
4. "Искитимский" (ОАО "Искитимцемент")
5. "Красноярский" (ООО "Красноярский цемент")
6. "Кузнецкий" (ОАО "Кузнецкий цементный завод")
7. "Норильский" (ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель")
8. "Тимлюйский" (ООО "Тимлюйский цементный завод")
9. "Топкинский" (ООО "Топкинский цемент")
10. "Яшкинский" (ОАО "Яшкинский цементно-шиферный комбинат")

В середине 90-х гг. "Искитимцемент" контролировал до 35% рынка цемента Западной Сибири. Главным его конкурентом всегда считался "Топкинский цемент". В начале 2000 года оба предприятия оказались в предбанкротном состоянии, и у них сменились собственники. На текущий момент, лидирующие позиции в регионе занимает "Холдинговая компания "Сибирский цемент"(г. Кемерово), второй по величине цементный холдинг в России, купившая заводы "Красноярский цемент","Ангарскцемент"(контролирует 49,3% акций завода) и "Тимлюйский цементный завод". Доля "Сибирского цемента" по производству цемента с сибирском регионе составляет свыше 65% (или 6,5% от всего российского рынка). Часть продукции холдинга реализуется на экспорт в Монголию и Казахстан. ОАО "Ангарскцемент" занимает около 90% рынка Иркутской области, реализуя 435 тыс. тонн цемента. В Читинской области предприятие контролирует около 80% рынка, в Республике Бурятии - 62%. Объем производства составляет около 700 тыс. тонн цемента в год. ОАО "Искитимцемент" удачно расположенный на пересечении транспортных узлов и являющийся единственным цементным заводом в Новосибирской области, обеспечивающий до 90% потребностей региона в цементе, находится под контролем новосибирской Группой "РАТМ", доля которой на сибирском рынке составляет 25%. ЗАО "Управляющая компания "РАТМ" владеет 42.6% акций "Искитимцемента" и 48,35% акций "Ангарскцемента". Объём производства цемента заводом ОАО "Искитимцемент" составляет 2.5% от всего российского рынка. По словам президента группы "РАТМ" Эдуарда Тарана, компания в 2005 году заключила соглашение с немецкой корпорацией "Dyckerhoff" о строительстве нового цементного предприятия на неиспользуемых площадках "Искитимцемента". В холдинг Владимира Потанина "Интеррос" входит "ГМК "Норильский никель". В начале мая 2005 года "Сибирский цемент" приобрел "Каменский цементный завод", которому в начале августа текущего года было возвращено его историческое название ООО "Тимлюйский цементный завод". Данное решение было принято на собрании учредителей завода: ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" и ОАО "Тимлюйский завод асбоцементных изделий". При этом, учредители планируют в 2006-2007 гг. инвестировать в свой завод порядка 200 млн. рублей. Тем временем, "Сибирский цемент" в 2005 году заявил, что ищет потенциальных инвесторов для строительства нового цементного завода в Восточной Сибири (В Иркутской и Читинской областях, а также в республика Бурятия). В начале 2007 года структуры, представляющие интересы казахстанской компании "Каспийские ресурсы", приобрели 100% долю в ОАО "Кузнецкий цементный завод". Данный завод специализируется на выпуске шлакопортландцемента. Годовой выпуск продукции составляет 300-350 тыс. тонн. В основном продукция "Кузнецкого цемзавода" используется в строительной отрасли Новокузнецка. Поставки цемента также осуществляются в Алтайский край и Казахстан.

Дальневосточный федеральный округ:

1. "Камчатский" (ОАО "Камчатцемент")
2. "Колымский" (ОАО "Колымацемент")
3. "Спасский" (ОАО "Спасскцемент")
4. "Теплоозёрский" (ОАО "Теплоозёрский цементный завод")
5. "Якутский" (ОАО ПО "Якутцемент")

Два завода "Спасскцемент" и "Теплоозёрский цементный завод" находятся в управлении концерна "Парк-Групп", на их долю приходится около 80% всех отгрузок цемента на Дальнем Востоке.

Волжско-Уральская зона

Особенностью этой зоны является то, что плотность расположения цементных заводов здесь значительно выше, чем в зоне Зауралья (практически в каждой области есть свой завод), а регионов сбыта гораздо меньше. Заводы этой зоны, как правило, небольшой проектной мощности, поэтому регионы сбыта каждого завода, в основном, не распространяются дальше того региона, в котором находится сам завод.

Основные заводы этой зоны:

Уральский федеральный округ:

1. "Катав-Ивановский" (ОАО "Катавский цемент")
2. "Коркинский" (ОАО "Уралцемент")
3. "Магнитогорский" (ОАО "Магнитогорский цементно-огнеупорный завод")
4. "Невьянский" (ОАО "Невьянский цементник")
5. "Сухоложский" (ОАО "Сухоложскцемент")

В 2003 году аффилированные с "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" структуры приобрели два уральских завода: "Катавский цемент" и "Невьянский цементник". Французская компания "Lafarge" в октябре 2003 года купила "Уралцемент". ОАО "Сухоложскцемент" находится в ведении германской компании "Dyckerhoff AG". "Магнитогорский цементно-огнеупорный завод" является одним из ведущих предприятий Южного Урала, специализирующихся на производстве шлакопортландцемента.

Приволжский федеральный округ:

1. "Вольский" (ОАО "Вольскцемент")
2. "Горнозаводский" (ОАО "Горнозаводскцемент")
3. "Жигулёвский" (ОАО "Жигулёвские стройматериалы")
4. "Мордовский" (ОАО "Мордовцемент")
5. "Новотроицкий" (ОАО "Новотроицкий цементный завод")
6. "Пашийский" (ОАО "Пашийский металлургическо-цементный завод")
7. "Сенгилеевский" (ОГУП "Сенгилеевский цементный завод")
8. "Стерлитамакский" (ОАО "Сода")
9. "Ульяновский" (ОАО "Ульяновскцемент")

ОАО "Вольскцемент" входит в группу "Альфа Цемент", основным акционером которой, является один из крупнейших мировых производителей строительных материалов швейцарский концерн "Holcim". Предприятие "Вольскцемент" осуществляет продажи более чем в 40 регионах России и пяти регионах стран СНГ. В 2004 году завод произвёл более 2 млн. тонн цемента общестроительного и специального назначения. Собственником ОАО "Новотроицкий цементный завод" является казахстанская фирма "Визор", которая планирует в ближайшее время привлечь инвестиции на развитие завода в размере 30 млн. долларов США. Эту сумму инвесторы хотят направить на проведение капитальной реконструкции и перевооружения производственных мощностей с переходом на передовые технологии производства продукции и увеличением ее выпуска в два раза. ОАО "Новотроицкий цементный завод" - крупнейший российский экспортёр цемента в республику Казахстан. В мае 2005 года, в ходе крупномасштабной сделки между компаниями ЗАО "Интеко" и ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", цементные заводы "Ульяновскцемент" и "Жигулёвские стройматериалы" вошли в состав крупнейшего отраслевого холдинга "ЕВРОЦЕМЕНТ груп". Сумма сделки составила порядка в 100 млн. долларов. Стерлитамакское предприятие "Сода" является объединением нескольких производств. Это крупнейший в СНГ производитель кальцинированной соды, здесь производятся более 40 наименований химической продукции, строительных материалов и бытовой химии. Сегодня на предприятии активно строится технологическая линия по производству клинкера "сухим" способом. ОГУП "Сенгилеевский цементный завод" в период с 2001 по 2004 годы был замешан в целом ряде скандалов, в результате которых прокуратура Ульяновской области возбудила уголовные дела по статьям № 201 ("Злоупотребление полномочиями"), № 160 ("Присвоение государственной собственности"), № 174-1 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления"), № 327 ("Подделка официальных документов"). В сентябре 2006 года прокуратура Ульяновской области добилась возврата в государственную собственность этого градообразующего предприятия. Также, в августе 2005 года стало известно, что в г. Вольске (Саратовская область), немецкими фирмами будет построен новый цементный завод на базе "сухого" технологического процесса.

Южная зона

В южной зоне основными цементными заводами являются:

1. "Верхнебаканский" (ОАО "Верхнебаканский цементный завод")
2. "Гайдуковский" (ООО "Атакайцемент")
3. "Махачкалинский" (ОАО "Махачкалинский цементно-помольный производственный комбинат")
4. "Новороссийский" (ОАО "Новоросцемент")
5. "Ростовский" (ЗАО "Углегорскцемент")
6. "Себряковский" (ОАО "Себряковцемент")
7. "Черкесский" (ОАО "Кавказцемент")

Южная зона более насыщена цементными заводами, как следствие - более высокая конкуренция. Доминирующую роль играет "Себряковцемент", который поставляет более 50% цемента для регионов входящих в южную зону. В августе 2005 года, после масштабной реконструкции, снова заработал завод ООО "Атакайцемент" (Краснодарский край). В декабре 2006 года, "Атакайцемент" был приобретен компанией ЗАО "ИНТЕКО" (по разным данным сумма сделки составила от 40 до 90 млн. долларов). Напомним, что вначале 2006 года, Елена Батурина, президент компании "ИНТЕКО", купила другой завод этого региона - ОАО "Верхнебаканский цементный завод". В планах компании, создание на базе двух заводов крупнейшего в РФ объединения по производству цемента общей мощностью 5 млн. тонн в год. ОАО "Кавказцемент" - одно из крупнейших предприятий цементной отрасли, производственная мощность которого составляет 2,6 млн. Рекордный уровень производства был достигнут в 1990 году - 2,75 млн. тонн. Завод осуществляет поставки цемента в Кабардино-Балкарию, Ингушетию, Северную Осетию, Дагестан, а также в Ростовскую область, Ставропольский и Краснодарские края, при этом часть продукции отгружается на экспорт. Общая доля "Кавказцемента" в Южном федеральном округе составляет около 42%. В 2005 году завод был приобретён крупнейшим отраслевым холдингом "ЕВРОЦЕМЕНТ груп". В Чеченской республике уже неоднократно предпринимались попытки восстановить "Чири-Юртовский цементный завод", но этому мешает нестабильная ситуация в регионе и отсутствие финансирования.

Московская зона

Характеризуется максимальной конкуренцией и количеством цементных заводов, а также максимальным потреблением цемента (только Москва и Московская область потребляют около 30% от общероссийского объема цемента). Не удивительно, что многие заводы Московской зоны контролируются крупными холдингами и западными компаниями. До июля 2002 года, когда ЗАО "Интеко" купило у компании ИГ "Атон", контрольный пакет акций двух цементных заводов "Осколцемент" (93,4% акций) и "Подгоренский цементный завод", а затем приобрела и третий завод "Белгородский цемент", холдинг "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" контролировал порядка 50% рынка цемента в Москве, однако с появлением на рынке компании "Интеко", конкуренция резко возросла, и "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" по оценкам аналитиков контролировал немногим более 30% рынка. Однако в апреле-мае 2005 года, когда на цементном рынке России прошла крупная сделка по продаже всех цементных активов, принадлежавших фирме "Интеко" в пользу холдинга "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" за рекордную сумму 800 млн. долларов, доля "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" на российском цементном рынке в настоящее время составляет около 45%. Сейчас в холдинг входят 13 российских цементных заводов (плюс 2 украинских завода: “Краматорский цементный завод “Пушка” (Донецкая область, г. Краматорск) и “Балцем” (Харьковская область, г. Балаклея). - общей производственной мощностью 33 млн. тонн в год.

1. "Липецкий" (ОАО "Липецкцемент")
2. "Мальцовский" (ОАО "Мальцовский портландцемент")
3. "Михайловский" (ОАО "Михайловцемент")
4. "Белгородский" (ЗАО "Белгородский цемент")
5. "Старооскольский" (ОАО "Осколцемент")
6. "Подгоренский" (ОАО "Подгоренский цементник")

Помимо вышеупомянутых предприятий, в московской зоне работают еще несколько цементных заводов, но их доля довольно мала:

1. "Воскресенский" (ОАО "Воскресенскцемент")
2. "Подольский" (ОАО "Подольск-Цемент")
3. "Щуровский" (ОАО "Щуровский цемент")

Французской компании "Lafarge" принадлежат 85% акций завода ОАО "Воскресенскцемент". "Щуровский цемент" подконтролен швейцарской "Holcim".

Ленинградская зона

Несмотря на то, что Санкт-Петербург и Ленинградская область находится на втором месте после Москвы по потреблению цемента, острой конкуренции в этой зоне не наблюдается. Основные заводы этой зоны:

1. "Воркутинский" ("Воркутацемент")
2. "Пикалевский" (ЗАО "Пикалёвский цемент")
3. "Питерский" (ОАО "Опытный цементный завод")
4. "Савинский" (ОАО "Савинский цементный завод")
5. "Сланцевский" (ОАО "Сланцевский цементный завод "Цесла")

Доминирующее положение с успехом удерживает "Пикалевский цемент", на долю которого приходится 65% всего выпуска цемента в Северо-Западном регионе. Весной 2004 года компания "Интеко" приобрела 100% акций ЗАО "Пикалевский цемент" у ОАО "Металлург" (Ленобласть), входящей в состав группы "СУАЛ-Холдинг" (сумма сделки оценивалась в 35 млн. долларов). Весной 2005 года, входе крупномасштабной сделки, завод "Пикалевский цемент" вошел в состав холдинга ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп". При этом, этой же компании принадлежит и другой завод в этом регионе - "Савинский цемент. Доля компании "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" в производстве цемента на петербургском рынке составляет около 80%, из которых на долю "Пикалевского цемента" приходится 65%, а на долю "Савинского цемента" 15% всей производимой в регионе продукции. В конце декабря 2001 года немецкая компания "Heidelberg Cement Group" выкупила 75% акций ОАО "Сланцевский цементный завод ЦЕСЛА". Данный завод обеспечивает около 20% петербургского рынка цемента. Контролирующий его немецкий концерн Heidelberg Cement планирует вложить 140 млн. евро в новую линию и к 2009 году производить до 3 млн. тонн цемента ежегодно. В Петербурге и Ленобласти работают еще около 10 небольших предприятий. В частности, волховский "Механик", инвестировав 80 млн. рублей, возобновил цементное производство в объеме 600 тыс. тонн в год.

Потребление цемента сокращается из-за снижения инвестиционной активности и спада в строительстве.

По результатам анализа , проведенного аналитиками сайтssia, производство цемента в России за первые десять месяцев 2016 года сократилось на 11,1%, составив 48,9 млн т. Негативная динамика выпуска обусловлена снижением инвестиций в основной капитал, сократившихся за январь-сентябрь на 2,3% в годовом выражении, и уменьшением объемов строительства (минус 5,8% по итогам первых трех кварталов).

Серьезной проблемой для российского рынка цемента является высокая доля контрафактной продукции (около 40%), отмечают опрошенные IndexBox эксперты. Для борьбы с недобросовестными производителями была введена обязательная сертификация цемента. Однако ситуация по-прежнему остается сложной: в качестве защитной меры участникам рынка приходится менять упаковку, констатирует представитель ООО «Азия-Цемент» (компания-производитель из Пензенской области).

Рынок цемента в России в 2015, 2016: динамика производства

Сокращение выпуска цемента приводит к повышению удельных издержек производителей, в результате им, чтобы избежать или минимизировать убытки, приходится повышать цены. Наиболее сложная ситуация наблюдается зимой, когда по окончании строительного сезона объемы производства достигают наименьших значений, говорит первый заместитель генерального директора АО «Себряковцемент» Алексей Михин.

Больше всего на отечественном рынке востребован цемент без минеральных добавок: в 3 квартале 2016 года его доля в общероссийском выпуске составила 51% (9,4 млн т), тогда как на долю цемента с добавками пришлось порядка 41% (7,3 млн т). Меньший масштаб носит производство шлакопортландцемента (3,3%) и прочих видов цемента (4,6%).

Ключевые производители цементного рынка

К числу крупнейших предприятий отрасли можно отнести: ЗАО «Евроцемент Груп» (Москва), ООО «ХайдельбергЦемент Рус» (Москва), АО «ХК «Сибцем» (Кемеровская область), ООО «Лафарж Цемент» (Москва), ОАО «Мордовцемент» (Республика Мордовия), ОАО «Новоросцемент» (Краснодарский край), ОАО «Себряковцемент» (Волгоградская область), ОАО «Холсим (Рус) СМ» (Московская область), ОАО «Искитимцемент» (Новосибирская область) и др.

Предприятия отрасли локализованы преимущественно в регионах активного потребления. Так, в 3 квартале 2016 года наибольший объем производства пришелся на Центральный и Приволжский федеральный округа, доля которых в общероссийском выпуске составила 26,3% и 22% соответственно.

Рынок цемента в 2017 году

В будущее опрошенные IndexBox представители отрасли смотрят со сдержанным оптимизмом: главную надежду они возлагают на повышение инвестиционной активности и оживление в строительной сфере, что должно повлечь за собой восстановление спроса на строительные материалы, в том числе цемент. Позитивное воздействие на цементный рынок может оказать подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года, в рамках которой будет построено большое количество спортивных сооружений, гостиниц, культурно-массовых учреждений и объектов транспортной инфраструктуры.

В этой статье:

В 2012 году был отмечен рекордный выпуск строительных материалов – 61,5 тонн цемента произвели заводы, расположенные на территории России. По отношению к 2011 году показатель динамики (прирост) составил 10 %, продолжив положительную рост, начатый с 2009 г.

В денежном выражении емкость рынка составила более 180 млрд. рублей.

Динамика изготовления цемента в России отображена на рисунке ниже.

Себестоимость этого строительного материала составляет около 50-60 % от итоговой цены цемента. Наибольшие затраты приходятся на оплату электроэнергии.

По результатам исследований компании Alto Consulting Group, которая осуществила анализ рынка цемента, в 2012 году отечественные заводы выпустили 75 % материалов по «мокрому» способу.

В 2009-2012 году активно открывались новые цементные заводы.

Несмотря на это, на начало 2013 года больше 50 % технологических линий эксплуатируются уже свыше 30 лет. Отсюда следует, что производители наращивают объемы производства, строя новые цеха и используя старое оборудование.

Крупнейшие производители цемента

На отечественном рынке наблюдается высокая централизация производства. Можно выделить таких ведущих производителей, которые выпускают более 60 % продукции:

  • «Евроцемент групп» (более 16 заводов), емкость рынка которых составляет 41 %;
  • Холдинг «Сибирский цемент» — 9,7 %;
  • «Новоросцемент» – 7 %;
  • «Альфа-цемент» – 7 %;
  • «Лафарж» (Holcim) – 5 %;
  • «Исктимцемент» – 3 %;
  • «Мордовцемент» (2 завода) – 2,2 %.

Основные участники цементного рынка

Особенности спроса на строительный материал

Спрос на цемент в 2012 году вырос больше, чем объемы производства, прирост составил 13,2 % (66,2 млн. тонн). Такой высокий спрос был зафиксирован впервые за 20 лет.

Наибольшее потребление строительного материала было отмечено в Северо-Западном федеральном округе, который показал прирост 20,5 %.

Экспорт и импорт цемента

В 2013 году экспорт показал положительную динамику. Он увеличился на 20 % и составил 696 тыс. тонн. Главные страны-поставщики цемента в Россию отображены на рисунке ниже.

Наибольший рост поставок импортного цемента в 2013 году по отношению к ушедшему году был отмечен из Ирана (101,6 тыс. т.), Турции (243,3 тыс. т.) и Болгарии (28,5 тыс. т.).

Сложившаяся ситуация на рынке объясняется ценовыми факторами: отечественные производители повысили цену, но потребители оказались недостаточно платежеспособными и предпочли потреблять импортную продукцию.

С начала 2012 года объем поставок в другие страны по отношению к предыдущему году, наоборот, уменьшился на 14 % и составил 38 тыс. тонн. Страны-потребители отечественного цемента отображены на рисунке ниже.

Цены на цемент

Динамика цен на цемент.

Как видно из графика, средняя цена покупки цемента строительными организациями, несмотря на рост средней стоимости продукции, в первом полугодии 2013 года снизилась на 1,6 % по отношению к 2012 г.

Наибольшее изменение цен было зафиксировано в Северокавказском и Южном федеральных округах: снижение составило 11,8 % в двух округах. Это объясняется тем, что выросли объемы импорта по более низким ценам в эти регионы из Ирана и Турции.

Перспективы рынка цемента

В первом квартале предыдущего года российский рынок цемента продемонстрировал рекордные темпы роста. Но, несмотря на это, растущие потребности Российской Федерации в строительном материале пока не могут быть удовлетворены за счет отечественного производства, что подтверждается увеличением объема импорта.

В 2013 году был отмечен большой объем поставок цемента из Ирана. Производство строительного материала в этой стране составило более 70 млн. тонн, при этом 13, 5 млн. тонн цемента было поставлено в другие страны. Как видим, правительство Ирана решило сделать основной упор на экспорт цемента, а одним из лучших рынков для сбыта являются южные регионы России. Средние цены на иранский цемент в начале текущего года составили всего 56, 4 у.е за 1 тонну, которые значительно ниже, чем цены на внутреннем рынке России.

Также выросли объемы импорта цемента из Турции, средняя стоимость которого составила 70,9 у.е за 1 тонну.

Эта ситуация на рынке цемента 2013 года объясняется низкими темпами перехода отечественных заводов на более экономичный «сухой» метод производства строительного материала. При нынешних условиях для этой отрасли производства инвестирование финансов в «сухой» метод производства для заводов становится невыгодным, ввиду длительного срока окупаемости.

Растущие поставки цемента из Ирана и Турции представляют серьезную угрозу для развития цементной промышленности в отдельных регионах России. Эта проблема стала особо актуальной с формированием Евразийского Экономического Союза Белоруссии, России и Казахстана, который открыл свободное перемещение продукции в пределах действующего Таможенного Союза.

Анализ рынка цемента в формате PDF предоставляется в стандартном варианте, возможно предоставление отчета «Рынок цемента» 2-х вариативного формата: PDF, WORD.

Количественные характеристики рынка цемента, представленные в исследовании, помимо отражения в виде графиков и диаграмм, дублируются в табличном виде, т.е. все цифровые показатели рынка цемента возможны для экспорта в другие программные продукты.

Рынок цемента в рассмотрении объемов потребления цемента характеризуется разнонаправленными тенденциями и показателями, формирующими рынок, направление каждого из них определяет факторы развития рынка и формирует прогноз развития рынка цемента .

Показательной тенденцией рынка цемента становится рост производства, вызванный ростом спроса со стороны основных потребителей, и усиление конкуренции на рынке цемента. Прогноз развития потребления цемента на рынке предопределяется текущей конъюнктурой рынка, обусловленной балансом спроса и предложения цемента, а также ценовыми компонентами, присущими рынку цемента, как со стороны отечественных производителей, так и со стороны импортного предложения. Вхождение на рынок новых участников является толчком к усилению конкуренции на рынке цемента, при этом особенное влияние оказывают компании-производители, имеющие в своем арсенале необходимую ресурсную базу для существенного расширения производственных мощностей по выпуску цемента.

Специфика, обуславливающая тренды, характеризующие рынок цемента в России и перспективы его развития, предопределяется как текущим состоянием макроэкономических параметров в целом по России и в частности по регионам, так и влиянием внешних рынков. Потребление цемента на рынке, его объемность и динамика предопределяют финансовое состояние производителей каменноугольных смол на рынке.

Структура производства, характеризующая рынок цемента в России предопределяется сосредоточением основных производственных мощностей по выпуску цемента в данных округах. Так по итогам 2018 года структура производства цемента на рынке России остается достаточно стабильной и соответствует долевым коэффициентам соответствующего периода 2017 года.

Крупнейшие производители цемента концентрируют свои усилия на интенсификации производства и снижении издержек при производстве, с целью повышения своей операционной эффективности и достижения более стабильного конкурентного положения на рынке цемента в России.

Экспортные поставки цемента на мировой рынок предопределяются спросом на зарубежных рынках, а также корреляцией цен со стороны российских производителей и зарубежных производителей. Направление общей динамики экспорта цемента на внешний рынок имеет разностороннюю направленность, и в зависимости от периода меняют свою векторность.

Цементный бум в России, связанный с увеличившимися доходами нефтегазового сектора, стабилизацией экономики, а также общим ростом доходов, продолжается. При этом многое по-прежнему зависит от стимулирования государством развития различных инфраструктур, проектов и поддержки жилищного строительства. Официальные планы предусматривают увеличение объемов последнего к 2010 г. до 90 млн кв. м в год, что компенсирует огромный дефицит в строительстве, сложившийся в последние годы.

Как явствует из доклада д-ра Джо Хардера из фирмы "ВанСтоун Консалтинг Групп" (OneStone Consulting Group, Германия), будущее российской цементной отрасли находится в прямой зависимости от строительного рынка, который развивается очень быстрыми темпами. Достаточно сказать, что рост объема строительства в России в 2009 году на 27 процентов превысил рост ВВП. Потребление цемента в 2010 году, по оценке докладчика, возрастет до 89 млн тонн. До 2011 года прогнозируется ввод по меньшей мере 71 млн т/год новых мощностей, что почти эквивалентно аналогичному показателю в США. При этом "пик" ввода придется на 2009 год. Многие компании декларируют свои намерения о перевооружении старых заводов и строительстве новых. Например, холдинг "Евроцемент" уже объявил об инвестиционных программах в 8 млрд долларов. Загрузка мощностей компаний в 2010 году может возрасти примерно до 81 процента.

Растущий спрос на цемент и благоприятное соотношение цены и издержек привлекло на российский рынок большое количество новых инвесторов. Вместе с тем для западных аналитиков очевидно, что параллельно с освоением запланированных инвестиций будет иметь место значительное сокращение числа существующих производств, что еще более улучшит доходность цементного производства в России.

Все это вызывает в среде цементников вполне понятный оптимизм, но и проблемы в этом секторе промышленности стройматериалов тоже существуют немалые. Прежде всего это транспортные издержки: среднее расстояние перевозки цемента, от места его производства до заказчика, составляет 510 километров.

Российская цементная промышленность менее дифференцирована, чем западная. 10 производителей занимают более 80 процентов всех задействованных мощностей. При этом холдингу "Евроцементу" принадлежат 13 заводов, или 40 процентов всего рынка, что "в разы" превышает показатели следующих за ним конкурентов - компаний "Сибирский цемент", "Новороссцемент", "Альфа Цемент" и других.

Потребление цемента на душу населения в России составляет примерно 370 кг (по данным 2008 года, рис. 8), в то время как в ведущих странах Западной Европы, Германии и Франции - 500 - 600 кг (а, например, в Сингапуре приходится и вовсе более 1000 кг на человека).

До сих пор на большинстве цементных производственных линий используется "мокрый" способ производства. Большинство заводов, которые используют этот способ, были построены в 50-х-70-х годах, когда цементная промышленность вошла в период стремительного роста. Финансовые и временные затраты на содержание производственных линий со старыми печами, некоторым из которых уже по 60 лет, постоянно увеличиваются, а их энергопотребление примерно в два раза выше, чем у современных печей, используемых на производственных линиях, работающих "сухим" способом.

Нехватка будет отнюдь не вечной...

Оценку доктора Хардера в целом подтвердил один из ведущих отечественных аналитиков - руководитель АНТЦ "Алит" Эдуард Большаков. "Российская экономика достаточно активно развивается, мы имеем благоприятную конъюнктуру внешних рынков, особенно сырьевую, у нас реализуется крупная жилищная программа, сейчас появился проект "Сочи-2014" и многие другие проекты. Все это говорит о том, что потребление цемента и дальше будет расти", - заявил он.

Нельзя, однако, забывать о следующем факте: в 2009 году Россия имела сезонный дефицит цемента в пиковые месяцы потребления. Это создает определенное напряжение. И поэтому важно иметь достаточно надежные и четкие прогнозы относительно дальнейшего развития событий на цементном рынке.

В настоящее время сформировалось два основных таких прогноза. Первый заключается в том, что вся потребность строительства в цементе будет компенсироваться его отечественными производителями и проблем в ближайший период у нас быть не должно. Это мнение основывается прежде всего на высокой инвестиционной активности самих производителей.

Но есть и второй прогноз, негативный, который заключается в том, что в среднесрочной перспективе возможен разрыв между растущим спросом и объемом производства в отечественной цементной промышленности.

Реализации этого сценария могут способствовать как серьезные законодательные проблемы в области земле - и недропользования (о них уже не раз говорилось на страницах нашего журнала. - Ред.), так и ограниченный доступ к энергоресурсам со стороны производителей цемента, которым крайне тяжело получить лимиты на электроэнергию и на газ.

Есть и другие "вредные" факторы: дефицит квалифицированных кадров в отрасли, нехватка железных дорог, ограниченность возможностей машиностроительных и монтажных организаций и т.д., и т.п.

Все эти обстоятельства, по мнению Э. Большакова, говорят о том, что более вероятным, если рассматривать краткосрочные и среднесрочные перспективы, является именно второй, "негативный", прогноз.

Каким же образом можно в краткосрочной перспективе, пока наши заводы не наберут необходимую мощность, решить вопрос с дефицитом цемента на рынке?

Это можно сделать за счет импорта. Но, во-первых, в 2010 году в мире насчитывается всего 3 млн тонн "свободного" цемента. Во-вторых, в настоящее время Китай заменяет свои старые предприятия, сокращая более двух тысяч производств. Это может привести к снижению экспортного потенциала крупнейшего мирового производителя. И, в-третьих, общемировое потребление цемента (прежде всего Бразилией, Россией, Индией, Китаем) в ближайшее время только будет возрастать. Хватит ли имеющихся сегодня ресурсов для удовлетворения их потребностей, еще неизвестно.

При оценке перспектив насыщения цементного рынка следует конечно же учитывать и чисто внутренние, сугубо российские, факторы. Например, у нас нет развитой системы терминалов для приема цемента навалом. И, даже если эти терминалы появятся, цементники могут столкнуться с низкой пропускной способностью транспорта внутри России. Так, по заявлениям самих железнодорожников, фактически исчерпаны ресурсы транспортировки цемента из крупнейшего северного порта - Мурманска - внутрь страны. Сомнения в этом плане вызывают и возможности Санкт-Петербургского транспортного узла.

По словам Э. Большакова, на сегодня внутри страны имеются резервы для перевалки всего 5 млн тонн цемента. Поэтому необходимо искать какие-то альтернативные пути. Один из таких путей - импорт клинкера как промежуточного продукта при производстве цемента. Во-первых, у него более высокие сроки хранения, чем у цемента, что позволяет в пиковые моменты потребления создавать резервы для стабилизации ситуации на рынках. Во-вторых, для перевалки клинкера не требуется специальных судов, портовых терминалов и вагонов. Кроме того, за счет клинкера, создавая его запасы в местах максимального потребления цемента, можно добиться снижения объемов перевалки, оптимизации внутренней структуры вяжущих материалов.

Важной задачей остается оптимизация самого потребления цемента. Ведь в 90-е годы прошлого века, когда упали объемы строительства и, соответственно, снизилась цена на цемент, последний использовался очень нерачительно. Колоссальный перерасход цемента был связан прежде всего с тем, что химизация бетонного производства, за счет которой можно было бы сэкономить примерно 15 - 20 процентов клинкера, резко покатилась вниз. Минеральные добавки стали "излишней роскошью", результаты чего мы пожинаем и до сих пор.

За счет использования активных минеральных добавок между тем возможно дополнительно выпустить в 2010 году 10 миллионов тонн цемента.

Сейчас, когда сама экономика подталкивает потребителей цемента к более бережному к нему отношению, есть возможность достаточно эффективно решать все вышеперечисленные проблемы, уверен Эдуард Большаков.

Что касается достаточно низкого душевого потребления цемента в России, о чем упоминал д-р Хардер, то это, по мнению Э. Большакова, не такой уж принципиальный показатель. Аналогичная ситуация складывается, например, в Швеции, где много леса. Для России - страны, обладающей огромным зеленым богатством, более активное использование этого ресурса в строительстве тоже является весьма актуальной задачей.

Вечен ли цементный дефицит? Будет ли он ощущаться в долгосрочной перспективе? Аналитики, выступавшие на конференции, уверены, что нет. В частности, отвечая на вопрос нашего журнала о том, насколько велики запасы полезных ископаемых, необходимых для производства цемента, Э. Большаков отметил: "Таких месторождений в стране достаточно. Другое дело, что мы прекратили их разведку. Поэтому сейчас перед нами стоит задача продолжить работу для формирования прогрессивного роста объемов разведанных запасов.

И в то же время следует задаться вопросом, насколько нам необходимо громадное количество цемента? Ведь рано или поздно мы покроем его дефицит, после чего будет небольшой рост производства и потребления, как это происходит во всем мире".

Отметим, ради справедливости, что пока до этого весьма далеко...

Ясно одно: выполнение национальных программ Правительства России невозможно без увеличения объемов строительства, а это требует обеспечения строительной индустрии цементом в нужном количестве. К 2010 году предстоит увеличить объем его использования в стране на 20 миллионов тонн. Эта задача, как подчеркивалось на конференции, может быть решена прежде всего за счет увеличения производства клинкера, увеличения количества используемых минеральных добавок и - не смотря ни на что - импорта цемента.

Мнение эксперта!

По оценке директора ООО "Донская техническая компания" Ирины Государской, в 2010 г. в России возникнет сезонный дефицит цемента - порядка 4 млн тонн. Причиной этого является дефицит производственных мощностей в цементной промышленности. В настоящее время предельные производственные мощности 45 действующих цементных заводов России составляют около

60 млн т в год. Большая часть цемента производится по устаревшему энергоемкому "мокрому" способу. Износ основных фондов цементной промышленности превышает 70%.

Также существуют проблемы с транспортировкой цемента, по оценкам экспертов, в 2010 году не будет хватать специализированных вагонов-цементовозов в объеме грузоперевозок до 10 млн тонн в год.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предлагает создать специальную подпрограмму в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", содержащую ряд мер по развитию промышленности строительных материалов. Среди необходимых мер, по мнению ФАС, - содействие импорту цемента, который будут поставлять крупнейшие мировые производители. Импорт цемента из дальнего зарубежья для России явление достаточно новое, так как рентабельным он стал только в середине прошлого года, когда в стране выросли цены на цемент. На мой взгляд, импортный цемент, прежде всего турецкий и греческий, из-за более низких расходов по его доставке позволит решить проблему сезонного дефицита. Тем более что импортный цемент упакован в мягкие контейнеры (МКР) и перевозится в полувагонах, а полувагон в структуре инвентарного парка ОАО "РЖД" занимает лидирующую позицию - около 40% парка. Появляется возможность быстрой переброски цемента крупными партиями из одних регионов в другие для балансировки рынка.

В нашей стране технологи на заводах ЖБИ привыкли работать на определенных марках цемента определенного производителя и упорно не желают работать на импортном цементе, мотивируя тем, что, допустим, турецкий цемент не подходит по качеству. Однако в Турции, как и во всей Европе, цемент производится по "сухому" способу и соответствует всем европейским, да и российским стандартам (что показывает его успешная сертификация на соответствие нашим ГОСТам).

В создавшемся положении на цементном рынке нужно понимать, что альтернативы импортному цементу, как минимум на ближайшие 10 лет, нет и те предприятия, которые адаптируют свои производства к применению импортного цемента, смогут работать без перебоев и успешно развиваться. Особенно это актуально для предприятий стройиндустрии, перерабатывающих относительно небольшое количество цемента - до 5000 тонн в месяц.



error: Контент защищен !!