Бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн в архитектуре Виктор Орта (Victor Horta). Х

Стиль ар нуво (в России – модерн , Германии и Балтии – югендстиль , Австрии – сецессион , Италии – либерти ) появился в искусстве и архитектуре в конце XIX века. Особенностью этого художественного стиля стал отказ от прямых, жестких линий и обращение к более естественным и живым изгибам. Нередко источником вдохновения для создания новых творений, выполненных в данном стиле, служила сама природа.

Виктор Орта

Особый расцвет этот стиль получил в Бельгии. Брюссель в 1880 – 1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Не случайно поэтому, что знаковой фигурой стиля ар нуво стал именно бельгиец – Виктор Орта (1861 – 1947), прославившийся необычными формами и линиями, яркой декоративностью и буйной фантазией.

Виктор Орта родился в бельгийском городе Гент 6 января 1861 года. Он начал свое обучение в консерватории Гента. Однако интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке, поэтому он поступил в академию художеств на архитектурное отделение. Будучи еще совсем молодым человеком, он работал во Франции, у архитектора Ж. Дюбуйссона. Далее Виктор Орта продолжил обучение в Брюсселе, в Академии изящных искусств, а с 1897 года начал там преподавать.

В 1885 году Орта выполнил свои первые 3 заказа – жилые дома в родном Генте. Однако легкой и быстрой славы он не искал, поэтому в течение следующих 8 лет оттачивал мастерство на небольших скульптурных формах и участвовал в различных конкурсах. Постепенно у него вырабатывался свой собственный стиль, где прямые вертикальные линии уступали место плавным изгибам, которые усиливали ощущение пространства.


Дом Отрика (Maison Autrique ). 1893

Повод реализовать накопленные навыки появляется в 1893 году, когда архитектор строит дом по заказу своего друга, инженера Эжена Отрика. Дом выполнен, скорее, в переходном стиле, близком к эклектике, но этим он и интересен. Вырисовывается будущий характерный почерк Орта: сочетание симметричных и асимметричных элементов, промышленные строительные материалы (бетон, железо, стекло), интересное решение фасада, который будто «вырастает» из тротуара и продолжает его.


Особняк Тасселя (H ô tel Tassel ). 1893 – 1897

Примерно в это же время Виктор Орта строит дом для профессора начертательной геометрии Брюссельского университета Эмиля Тасселя. Именно этот особняк считается первым в мире архитектурным воплощением стиля ар нуво. Здесь зодчий смело использует свое уникальное ощущение текучести пространства и все то, что будет в дальнейшем встречаться в его произведениях: стальные конструкции, цельность декора и структуры здания, обилие естественного света. Особняк Тасселя – настоящий «дом-портрет», который полностью соответствует своему владельцу. В качестве материалов использован камень разных видов, кованая сталь, стекло, дерево. Объемный фасад прекрасно вписан в окружающие дома, но не теряется на их фоне. Композиция симметрична, сплошные каменные части здания находятся в равновесии с легким стеклянным эркером, опорой которому служит мощный полукруглый стальной карниз антресоли. Внутри дом разделен на два параллельных «корпуса». В том, окна которого выходят на улицу, расположены кабинеты и приемные. Жилые комнаты, столовая, кухня находятся в глубине здания. Орта снабдил дом оригинальными системами отопления и вентиляции.

Фасад особняка ван Этвельде. 1895 – 1901

Интерес представляют металлические колонны в интерьере особняка, которые полны орнаментального смысла и одновременно имеют конкретную функциональность. Искусно комбинируя стекло и металл, архитектор достиг определенного эффекта, благодаря чему свет проникал повсюду, а лестничная площадка превратилась в освещенный центр жилого помещения. Комнаты особняка были просто залиты светом. Большую часть площади первого этажа дома, со стороны двора, Виктор Орта отвел под зимний сад, а непроходные комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла и внутренней лестницы, освещенной стеклянным фонарем. Лестница, ведущая на второй этаж, потрясает изяществом изогнутых линий и напоминает хрупкость и красоту природы – травы и деревьев.

Его фантазия в отделке интерьера переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи. «Я спрашивал себя, – говорил мастер, – почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники?» Металл для Орта – живой и способный превращаться в растения, травы и цветы, в струи воды. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви и листья. Их окружает тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, а также изящество ярких витражей, геометрический узор мраморных мозаичных полов и размеренность невысоких настенных панелей, разделяющих пространство на участки. Он стремился использовать металл и стекло так, чтобы выявить их органические качества и придать этим материалам новую архитектурно-художественную выразительность.

В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряженного духа времени того периода, а ее изящество – образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля ар нуво. (Знаменитая линия «удар хлыста» стала визитной карточкой стиля ар нуво. Именно так некий критик назвал эффектный изгиб стебля на портьере Германа Обриста 1895 года.)

Интерьер холла особняка Тасселя. 1893 – 1897

Особняк Сольве (H ô tel Solvay ). 1894 – 1903

В период с 1895 года по 1903 год архитектор выполнил заказ семьи промышленника Армана Сольве и создал уникальный 5-этажный особняк со слегка вогнутым фасадом, декорированным функциональными элементами из любимых материалов Орта – стали и стекла.

Виктор Орта предложил миллионеру Арману Сольве проект дома, который отражал прогрессивный взгляд на человека и среду его обитания. Внутри есть характерные световые колодцы, зимний сад, много свободного пространства, комнаты организованы с максимальным удобством для проживания.

Вид на остекленную крышу особняка Тасселя. 1893 – 1897

Исходя из тогдашних представлений о физиологии, архитектор мечтал добиться того, чтобы цвета и линии воздействовали на биологические ритмы человека, повышая его «энергетическую производительность». Архитектурные формы он увязывал с расходом биологической энергии, стремясь сократить количество бесполезных усилий человека и способствовать гармонии его повседневных жестов. Так, разрабатывая формы лестницы или дверных ручек, Орта учитывал анатомическую естественность движений, а объем помещений планировал исходя из того факта, что человек вдыхает примерно 10 тыс. литров воздуха в день. Архитектор отказался от обычного проветривания. Опираясь на общие принципы физики – теплый воздух поднимается, влага конденсируется на холодных карнизах, движение воздуха требует входного и выходного отверстий, – он создал новаторскую и естественную систему акклиматизации, вентиляции и отопления.

Вид на лестничную клетку особняка Тасселя. 1893 – 1897

Солнечные лучи проникают в особняк Сольве через стеклянный потолок, заливая лестницу, которая служит его центральным, организующим элементом. При помощи системы зеркал свет попадает в самые отдаленные уголки дома, а искусно расположенные лампы бросают повсюду живописные отблески. Стены украшены фресками, в которых использован эффектный прием «деграде»: к потолку цвета постепенно гаснут, и изображение становится бледнее. Зная, что изготовленные по его проекту ковры износятся первыми, Орта повторил рисунок на паркете, чтобы их можно было затем восстановить по этому образцу…

Сольве великодушно предоставил Виктору Орте абсолютный карт-бланш в отношении проекта, бюджета и сроков завершения работ. Именно поэтому особняк Сольве являет собой необыкновенную гармонию целого и деталей. Все здесь продумано одним зодчим – от несущей структуры до форм дверных ручек, петель и оконных шпингалетов. Новое слово в архитектуре сочетается с ароматом эпохи, а инженерные решения поставлены на службу красоте.

1 Интерьер холла особняка Сольве. 1894 – 1903. 2. Вид на лестничную клетку особняка Сольве. 1894 – 1903

Народный дом. 1897 – 1899

Свежесть нового стиля ярко проявилась в Народном доме, построенном в Брюсселе в 1897 – 1899 годах. Он был заказан Брюссельской федерацией рабочей партии и соединил в себе функциональность и оригинальность с дерзостью конструктивного решения. Это был единый стальной скелет, заполненный большими стеклянными плоскостями. Угловой участок с выходом на площадь позволил архитектору необычно изогнуть главный фасад здания и поместить в центре вогнутой линии главный вход. В интерьере изгиб фасада выходит в обширное пространство столовой-ресторана. Над столовой размещен лекционный зал, стены которого полностью смонтированы из металлических элементов.

Интерьер гостиной особняка Сольве. 1894 – 1903

Дом Орта (Maison Horta ). 1898 – 1900

В 1898 году Орта получил разрешение на строительство собственного дома. Дом архитектора состоит из двух сообщающихся изнутри корпусов. При этом у каждой части дома свое неповторимое лицо. По традиции Орты, жилая часть отделена от рабочей (в данном случае – от ателье архитектора), лестница представляет собой «позвоночник» всей конструкции, есть световые колодцы и мозаики. (Сейчас здесь находится музей Виктора Орты.)

Вид на остекленную крышу особняка ван Эйтвельде. 1895 – 1897

Универмаг Innovassion . 1901

В начале ХХ века Виктор Орта построил несколько торговых зданий. Среди них можно выделить универмаг Innovassion , построенный в Брюсселе в 1901 году. В период формирования стиля ар нуво появился новый тип здания – универсальный магазин, который требовал применения больших остекленных поверхностей. Новаторским с этой точки зрения стало здание Орта, где был использован открытый железный каркас. Его фасад освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей, лестницу и имел множество металлических переплетений.

Интерьер гостиной дома Орты. 1898 – 1900

Именно Виктор Орта стал первым крупным архитектором, который в строительстве частных домов начал широко использовать стальные конструкции, стекло и витражи, что позволило по-новому организовать внутреннее пространство здания, открыть путь в дом воздуху и свету. К этой идее он пришел, работая со своим учителем Альфонсом Бала на строительстве королевских оранжерей в Лекене под Брюсселем. Позднее многие зодчие имитировали его приемы, но сравниться с мастером так и не смогли.

Орта также продолжал устойчивую во Франции традицию – романтическую интерпретацию готики. «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и подобно готике выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре» – говорил Виктор Орта.

Лестница в доме Орты. 1898 – 1900

Виктор Орта показал себя также мастером интерьера. Для его творений характерна новизна архитектурного декора, а также сочетание иррационального символизма с рациональной функциональностью. Декор фасада, как правило, сочетается с внутренним убранством, в котором каждая деталь продумана и связана в единый орнамент, где царствует стилизованный растительный рисунок, пластичные гибкие формы, в основе которых все тот же «удар бича». Страсть к преображению форм, тонкое понимание цвета и фактуры, эстетика вкуса помогли употребить привычные материалы совершенно по-новому.

Фасады с витыми балконными решетками и затейливыми эркерами, круглыми окошками над дверями и выполненными на стенах разноцветными изображениями орхидей и «струящихся» женских силуэтов действительно поражают воображение. Каждое из таких строений – яркий образец стиля, который кометой промчался по истории искусств, оставив в ней короткий, но глубокий след.

Вид на остекленную крышу дома Орты. 1898 – 1900

Интерьер столовой дома Орты. 1898 – 1900

В 1915 году Орта жил в Лондоне, а вскоре переехал в США. Здесь он оставался до 1918 года, до окончания Первой мировой войны. В 1922 – 1928 годах архитектор создал проект Дворца изящных искусств в Брюсселе. С 1927 года он руководил Брюссельской Академией изящных искусств. Жизнь этого знаменитого архитектора оборвалась в 1947 году. Особняки Тасселя, Сольве, Эйтвельда и самого Орты признаны частью наследия ЮНЕСКО.

Бесполезный в своих эстетических излишествах ар нуво мог прожить только миг, но в этот миг осуществилась вечная мечта художника об абсолютном искусстве. Как всякий пик, ар нуво был и тупиком. Теперь этот путь пройден до конца, шедевры созданы, стиль исчерпал себя. Вспыхнувшему, как бенгальский огонь, в 1890-е годы новому художественному течению была суждена короткая жизнь. После Первой мировой войны в Европе началась массовая реконструкция разрушенных городов, а для строительства жилых массивов с дешевыми квартирами изысканный ар нуво не годился.

1873
Поступил в школу архитектуры в Академии изящных искусств в Генте.
Продолжали посещать Athénée Королевская в том же городе с 1874 по 1877 год.

1878
Уехал в Париж, где поступил в студию дизайнера Jules Debuysson. "Мое пребывание в Париже, гуляя на улицах города, посещение памятников и музеев бросил широко открытыми окнами моей артистической души Ни одна школа могла бы сделать больше для шин меня увлечение архитектурой, чем просмотр и расшифровка этих памятников - энтузиазм, никогда не покидала меня ". (Мемуары, с.8)

1881
Виктор Орта вступил в свой первый брак и переехал в Брюссель, где он поступил в Королевскую Академию изящных искусств. Началось обучение у архитектора Балата, служившего у Леопольда II. Это был любимый архитектор короля , строивший теплицы в Лакене.

1884
Победил в архитектурном конкурсе, спроектировал новое здание парламента.

1885
Разработал проект трех домов в Генте .

1887
Победитель трехгодичного конкурсе, организованном Брюсселе Академию изящных искусств для своих бывших студентов со своим проектом для естественного здания музея истории.

1889
Посетил выставку в Париже, ознакомился с конструкцией Эйфелевой башни, Галереи. Скульптор Блат помог Виктору получить заказ на проектирование павильона к скульптуре "Человеческих Страстей".

1890
Родилась Симоне Орта .

Построил дом по улице Рю де Бордо в Брюсселе.

1892
Назначен профессором на факультете прикладных наук в Университете Свободного Брюссельского, эту должность он ушел в отставку в 1911 году.

1893
Построил Античный Дом в Брюсселе.

Дом Тасселя, по улице Поль-Эмиль в Брюсселе.

1894
Стал президентом Центрального Общества Архитектуры в Бельгии.
Дом с Фризами, по улице Либо - 37, в Брюсселе.

Особняк Сольве, 224 авеню Луиз в Брюсселе.


1895
Особняк Ван Эвельде, на четвертой Авеню Пальмерстона в Брюсселе (расширен в 1898-1901).

Народный дом в Брюсселе (снесен в 1965-1966).

Детский сад, 40 Rue Saint-Ghislain в Брюсселе.

Депре-Ван де Вельде особняк, 3-авеню Пальмерстона в Брюсселе.

1898
Дом и студия, Сен-Жиль (которая стала музеем Орта в 1969).

1899
Особняк Аубек , 520 авеню Луиз в Брюсселе (снесена в 1950).

Дом Карпентье в Ронсе .

1900
Магазин "Иновацци" , Рю Нев в Брюсселе (уничтожен пожаром в 1968).

1901
Особняк Роджера 459 авеню Луиз в Брюсселе (полностью преобразуется).

Дом Дюбуа , 80-авеню Бругманн , Брюссель.

Дом Braecke, в Брюсселе.

1902
, 346 авеню Луиз в Брюсселе.

1903
Музей изящных искусств в Турне (завершена в 1928).

Магазин "Анспач" в Брюсселе (снесен).

"Гранд Базар Анспач " во Франкфурте-на-Майне (снесен).

1906
Орта развелся со своей первой женой.
Магазин Waucquez, 20 рю де Сабль в Брюсселе (Бельгийский центр Газа).

Больница Бругмана в Джетте (завершена в 1923).

1908
Вторая жена Виктора Орты, шведка , Юлия Карлссон.

1909
Магазин Вольферс, улица Аренберг в Брюсселе.

1912
Орта дана задача реорганизации курсов в Академии изящных искусств в Брюсселе.

1913
Был назначен директором этой академии на три года .

1916
Участвовал в реконструкции Бельгийского Конгресса в Лондоне. Немецкие власти узнали о его пребывании в Англии. Не имея возможности вернуться в Бельгию, Орта уехал в Америку, где он оставался до января 1919 года.

1919
Продал свой дом и студия на улице Américaine. Спроектировал фасад Дворца изящных искусств в Брюсселе (открыт в 1928).

Назначен профессором Hoger Instituut Вур Шене Kunsten в Антверпене.

1925
Архитектор Бельгии представил Павильон Почетного легиона на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже.

Назначен директором Королевской Академии изобразительных искусств Бельгии .

1932
Орта был произведен в бароны .

1937
Заключительные планы Центрального железнодорожного вокзала в Брюсселе.

1939
Начал писать свои Мемуары.

1945
Сгорела часть его личного архива .

Ревекка Фрумкина Искусство архитектуры существует в ритме медленных изменений. Точнее, так мы мыслим динамику стилей и предпочтений в этой сфере. Поэтому история архитектуры, как правило, не слишком внятно отвечает на вопросы о том, кто первым построил дом из N этажей (безопорный мост с пролетом Х метров, использовал пандусы вместо лестниц, строил только из стекла и железа, открыл для нас стиль неоготики и т. д.).

Тем более приблизительны высказывания об основателях того или иного стиля в архитектуре. Однако же основателем стиля ар-нуво (l"Art nouveau) единодушно признается бельгийский архитектор Викто́р Орта́ (Victor Horta, 1861−1947).
Орта в своем рабочем кабинете Виктор Орта родился в Генте, в ранней юности увлекался музыкой, однако после нескольких лет учебы в Париже занялся рисованием и в дальнейшем избрал для себя профессию архитектора. Учился в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, его профессором и наставником стал известный бельгийский архитектор Альфонс Балат (Alphonse Balat), архитектор короля Леопольда II, создавший впоследствии знаменитые Королевские оранжереи в Лакене (Laeken). Орта работал у Балата в качестве помощника, что сыграло немаловажную роль в его профессиональном становлении. Купол Королевских оранжерей Королевские оранжереи представляли собой обширный комплекс построек из стекла и железа, над которыми проектировавший их Балат работал более двадцати лет. Многие решения, найденные в процессе этого строительства, были в дальнейшем использованы в качестве своего рода азбуки стиля ар-нуво; таким образом, для Орта этот опыт был бесценным.

Профессиональная биография Виктора Орта слагается из двух периодов — до Первой мировой войны и после нее. Наиболее «радикальные» свои постройки, прежде всего особняки для частных лиц, Орта успел завершить до войны. Но многие крупные работы — строительство вокзала, больничного комплекса и т. п. — пришлось отложить, и в дальнейшем они оказались в целом более «классичными».

Виктор Орта был архитектором-универсалом и удивительным новатором в самых разных областях архитектуры, дизайна и строительной техники. «Новый стиль», каким Орта его создал и воплотил в материале, предполагал одновременно использование новых принципов планировки и новых материалов.

Итак, «новый стиль» явил миру новые понятия о пластической гармонии. И хотя Орта не был ни проповедником этого стиля, ни философом, он проектировал не только новое здание, но и иное отношение к качеству материального окружения человека.
Перила лестницы в доме Орта Доступные нам фотоматериалы позволяют составить представление преимущественно о домах, построенных Виктором Орта для частных лиц и для себя самого, — в его доме в Брюсселе теперь находится Музей Орта.
Дом Тасселя Подчеркнем, что ни в одном из построенных особняков Орта не стремился выделиться из уже существовавшего архитектурного фона. И его дома на первый взгляд не так уж отличаются от соседей. А ведь задача архитектора и в доме Тасселя, и в доме Сольве, и в особняке, построенном Орта для своей семьи, чрезвычайно осложнялась тем, что архитектурно новаторскую постройку следовало «уместить» между уже имевшимися домами.
Дом Сольве При этом в конструктивном аспекте Орта всякий раз предлагал откровенно дерзкие решения. Это прежде всего так называемый открытый план, когда комнаты плавно перетекают одна в другую, а междуэтажная лестница не помещена в лестничную клетку, но включена в разомкнутую композицию. Это еще и подчеркнутое единство стиля в оформлении всех деталей, включая силуэты оконных рам, дверные ручки и форму светильников. При этом в работах Орта стилистическое единство никогда не переходит в навязчивость.
Дверная ручка Из построек Виктора Орта лучше всего сохранились особняки частных лиц — именно они вошли в наследие ЮНЕСКО.

Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал те формы, которые уже широко бытовали, но пользовались статусом "новых", "современных".


Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А.Бала. Перв

ые самостоятельные работы - три дома на улице Дуз Шамбре в Генте. С 1890 года построил большой ряд домов в Брюсселе, в том числе особняк Тасселя на улице Турин.

Брюссель в 1880-1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Не сл

учайно поэтому, что именно бельгийцу удалось создать сооружение, начавшее линию "ар нуво" в архитектуре модерна - особняк Тасселя в Брюсселе.

Домом Орты восхищались по двум причинам: он точно соответствовал вкусам владельца, и в нем полностью отсутствовали какие-либо черты прежних исторических с

тилей. Пять лет спустя после того, как дом был построен, Людвиг Хевеши, австрийский критик, опубликовал статью, из которой видно, какое значение придавали современники дому, построенному Ортой.

Архитектура фасада дома на улице де Турин так же оригинальна, как и интерьер. Эркер - стандартная дета

ль каждого дома в Брюсселе - сохранен, но Орта превратил его в криволинейную поверхность с глубокими остекленными проемами. Гладкая стена незаметно переходит в эту выступающую часть фасада. Несмотря на новое моделирование, фасад для того времени, когда был построен дом, в достаточной мере консервати

вен: это просто обычный тип массивной каменной стены.

С 1897 года Орта преподавал в Брюссельской Академии изящных искусств. В том же году он построил в Брюсселе Народный дом. Свежесть замысла, столь характерная для здания на улице де Турин, еще сильнее проявляется в Народном доме. В начале ХХ ве

ка Орта построил несколько торговых зданий. В 1901 году применил при постройке здания магазина "Нововведение" (Брюссель) открытый железный каркас.

В 1915 году Орта жил в Лондоне, а вскоре переехал в США. Здесь он оставался до 1918 года, до окончания первой мировой войны. В 1922-1928 годах архите

ктор создал проект Дворца изящных искусств для Брюсселя.

Орта сделал блестящую карьеру. С 1927 года он руководил Брюссельской Академией изящных искусств. Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал

те формы, которые уже широко бытовали, но пользовались статусом "новых", "современных". Поэтому в творчестве Орты возникло сочетание эстетики символизма иррационалистического "органического" начала и рационалистических тенденций. Соединение этих противоположных течений можно наблюдать в решении глав

ного фасада Народного дома, который имеет "органический" свободный план, а в вертикальной плоскости являет собой типичный пример рационализма конца XIX века.

В этом смысле Орта продолжал весьма устойчивую во Франции традицию - романтическую интерпретацию готики, когда формы готической архитектур

ы сравнивались с формами растительного мира. Готическая ажурность, свойственная многим произведениям этих архитекторов, шла из этого источника. "Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, - говорил Орта, - и подобно готике выявить материал, а природу отобр

  1. Архитекторы
  2. Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века -…

  3. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…

  4. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  5. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…

  6. Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория…

  7. 20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского…

  8. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…

  9. Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до "главного архитектора" Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился…

  10. Исследуя "феномен Стерлинга" и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, "учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения".…

Виктор Орта


«Виктор Орта»

Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А. Бала. Первые самостоятельные работы - три дома на улице Дуз Шамбре в Генте. С 1890 года построил большой ряд домов в Брюсселе, в том числе особняк Тасселя на улице Турин.

Брюссель в 1880-1890 х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Сам Орта подчеркивал важность его контактов с художниками в процессе разработки новой архитектурной стилистики.

Не случайно поэтому, что именно бельгийцу удалось создать сооружение, начавшее линию "ар нуво" в архитектуре модерна - особняк Тасселя в Брюсселе. Этот дом был первым на континенте действительно смелым по архитектурному решению зданием. Законченный в 1893 году, когда еще не существовало никаких признаков новой европейской архитектуры, дом Орты знаменует поворотный момент в развитии архитектуры жилища.

Дом по улице де Турин стоит в окружении рядовой жилой застройки Брюсселя. Так как он должен был соответствовать условиям, обязательным для других домов, то его размеры были такие же, как и у окружающих зданий. Фасад его имеет протяженность всего семь метров. План здания, разработанный исходя из этих заранее заданных соотношений, был решен совершенно оригинально.

В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях. Таким образом, гостиная расположена на пол этажа выше, чем холл, который ведет в нее. Разница в уровне - лишь один из способов, которые Орта применил, чтобы придать гибкость планировке нижнего этажа. Он сделал полым массивный корпус дома, введя световые шахты, которые служили новыми необычными источниками освещения при таком узком фасаде. Фотографии не могут передать поразительных соотношений, которые существуют между этими расположенными на различных уровнях помещениями.

Домом Орты восхищались по двум причинам: он точно соответствовал вкусам владельца, и в нем полностью отсутствовали какие либо черты прежних исторических стилей.


«Виктор Орта»

Пять лет спустя после того, как дом был построен, Людвиг Хевеши, австрийский критик, опубликовал статью, из которой видно, какое значение придавали современники дому, построенному Ортой.

"Сейчас, в 1898 году, в Брюсселе живет самый вдохновенный из современных архитекторов - Виктор Орта: Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома г. Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Этот дом идеально обеспечивает "среду обитания" тому человеку, для которого он построен. Дом очень прост и логичен. Но - и отметим это - в нем ни малейшего подражания какому либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием".

В гостиной Королевского павильона в Брайтоне (1818) Джон Нэш совершенно открыто показал чугунные колонны и балки, которые входили в конструкцию каркаса, но никто до Орты не осмелился обнажить конструкцию внутри жилого дома. В доме Орты на лестнице имеются колонны и балки, которые привлекают внимание своей формой и декором. Гостиная еще более примечательна в этом отношении: несущая балка двутаврового сечения совершенно открыто проходит через комнату.

Первое впечатление об интерьере дома посетитель получает от чугунной колонны, как бы растущей из приподнятой лестничной площадки первого этажа. Изогнутые чугунные "листья" отходят от ее капители, имеющей форму вазы. Своей формой капители отчасти напоминают простые растения, а отчасти своеобразные абстрактные рисунки. Их линии свободно продолжены на гладкой поверхности стен и свода и на мозаике пола в виде динамических криволинейных узоров.

Дом на улице де Турин представляет собой первый случай применения принципов "нового искусства" в области архитектуры. Здесь впервые становится явным основной элемент нового стиля - чугунная конструкция. Что представляют собой эти линии, как не развернутые ленты и розетки, которые встречаются под карнизами многих бельгийских железнодорожных вокзалов? С них просто сорван псевдоготический или ренессансный маскарад.

Архитектура фасада дома на улице де Турин так же оригинальна, как и интерьер.


«Виктор Орта»

Эркер - стандартная деталь каждого дома в Брюсселе - сохранен, но Орта превратил его в криволинейную поверхность с глубокими остекленными проемами. Гладкая стена незаметно переходит в эту выступающую часть фасада. Несмотря на новое моделирование, фасад для того времени, когда был построен дом, в достаточной мере консервативен: это просто обычный тип массивной каменной стены.

На вопрос, каким путем он пришел к строительству такого новаторского сооружения, как дом на улице де Турин, Орта летом 1938 года ответил, что в годы его молодости начинающий архитектор имел перед собой три пути: стать специалистом по "стилям" ренессанса, классики или готики. Орта считал такие ограничения нелогичными: "Я спрашивал себя, почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники?" Таким архитектор видел Балата, которого считал своим учителем. "Балат - классик и новатор, лучший бельгийский архитектор XIX века", - говорил Орта.

С современной точки зрения, дом по улице де Турин примечателен тем, что здесь использованы возможности, возникшие в связи с применением новых материалов, и осуществлено свободное расположение комнат на разных этажах. Это одна из первых в Европе попыток нового архитектурного решения пространства тем методом, который Ле Корбюзье позднее назвал "свободным планом".

С 1897 года Орта преподавал в Брюссельской Академии изящных искусств. В том же году он построил в Брюсселе Народный дом. Его изгибающийся фасад из стекла и металла представляет собой одно из самых смелых архитектурных решений эпохи. Свежесть замысла, столь характерная для здания на улице де Турин, еще сильнее проявляется в Народном доме. В этом здании профессионального союза Орта поистине проявил себя пионером, как назвал его один из современников. Его фасад, внутреннее пространство, интерьер очень отличаются от прежних работ Орты. Посетители сразу попадают в обширную столовую с широкими проемами и обнаженным чугунным каркасом. Орта поместил лекционный зал, которым пользуются сравнительно редко, на верхнем этаже. В каждой детали Народного дома чувствуется рука опытного архитектора, который вместе с тем был и гениальным изобретателем.

В начале XX века Орта построил несколько торговых зданий.

В 1901 году применил при постройке здания магазина "Нововведение" (Брюссель) открытый железный каркас.

В 1915 году Орта жил в Лондоне, а вскоре переехал в США. Здесь он оставался до 1918 года, до окончания Первой мировой войны. В 1922-1928 годах архитектор создал проект Дворца изящных искусств для Брюсселя.

Орта сделал блестящую карьеру. С 1927 года он руководил Брюссельской Академией изящных искусств.

Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал те формы, которые уже широко бытовали, но пользовались статусом "новых", "современных". Поэтому в творчестве Орты возникло сочетание эстетики символизма иррационалистического "органического" начала и рационалистических тенденций. Соединение этих противоположных течений можно наблюдать в решении главного фасада Народного дома, который имеет "органический" свободный план, а в вертикальной плоскости являет собой типичный пример рационализма конца XIX века.

В этом смысле Орта продолжал весьма устойчивую во Франции традицию - романтическую интерпретацию готики, когда формы готической архитектуры сравнивались с формами растительного мира. Готическая ажурность, свойственная многим произведениям этих архитекторов, шла из этого источника. "Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, - говорил Орта, - и подобно готике выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре".

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.



error: Контент защищен !!