секреты мастера. Как работать с перламутром

Перламутр — это внутренний слой раковин моллюсков, состоящий главным образом из кристаллов арагонита. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав. При отложении перламутра на инородных частицах, попавших внутрь раковины, образуется жемчуг. Видимо поэтому в переводе с немецкого перламутр означает «мать жемчуга». Примерно также именуют перламутр в английском языке — mother of pearl. А вот на французском языке перламутр называют la nacre от арабского слова nakar — «раковина».

Пластинки из кристаллов преломляют световые лучи, благодаря этому оптическому эффекту перламутр имеет разные оттенки цвета — от белого до почти черного. Раковины с качественным перламутром обитают в теплых тропических морях: в Персидском заливе. Красном море, возле острова Цейлон и островов Тихого океана. На мировой рынок перламутр поставляет Япония и Филиппины. Красивый темный перламутр дают раковины морского ушка-халиотиса (Haliotis). Белый перламутр дают раковины индийской морской жемчужницы (Meleagrinamargaritifera), достигающей в диаметре 10 см.

В Индии, Японии и Китае изделия из перламутра были известны еще за 2500 лет до н.э. В древнем Египте красавицы носили перламутровые серьги, браслеты, ожерелья, которые очень выгодно оттеняли их смуглую кожу, придавая своим переливчатым блеском таинственность и очарование. Только в средние века перламутр попал в Западную Европу. Вещи, изготовленные из перламутра, везли из Индии через Португалию, попадали они только к очень богатым людям — королям и их придворным.

Раньше для ювелирных изделий и других произведений искусства на Востоке была широко распространена инкрустация перламутром ваз, картин, панно, использовали при этом раковины, остающиеся после добычи жемчуга. Теперь же моллюсков ловят ради перламутра, прибыль от которого значительно выше, чем от добычи жемчуга.

Перламутр используют при изготовлении украшений, сувениров, пуговиц, в косметическом производстве и многих других областях. Не только знамениты, но и до сих пор пользуется непременным успехом лаковые миниатюры, шкатулки, изготовленные федоскинскими мастерами с применением перламутра. Много красивых сувениров, поделок можно изготовить, используя для отделки порошок перламутра. Очень давно вплоть до XVIII века растертый в порошок перламутр и жемчуг можно было купить в любой средневековой аптеке, считалось, что они могут помочь при всевозможных заболеваниях.

Оказывается, для получения перламутрового порошка не обязательно искать подходящие раковины моллюсков, его вполне можно получить в домашних условиях из чешуи рыбы, при этом он будет природного происхождения. В чешуе некоторых рыб присутствует гуанин, из него и получают перламутровый пигмент, который ранее использовался в косметике. В настоящее время в косметике его применяют редко, заменяя на синтетические пигменты (оксихлорид висмута и др.).

Получить перламутровый порошок можно из чешуи разных рыб, в частности, подойдут для этих целей чешуя уклейки, иваси, карпа. Известно, например, что из чешуи уклейки раньше добывалась так называемая жемчужная или восточная эссенция.

Технология получения перламутрового порошка :
Соскобленную (тупым ножом) чешую кладут в стеклянную банку. Добавляют воду и с помощью миксера размешивают до тех пор, пока на чешуе не останется серебряной плевы, которая отделяется в виде небольших кристаллических пластинок и падает на дно сосуда. Затем содержимое процеживается через мелкое ситечко в другую посуду. Когда порошок отстоится, воду следует аккуратно слить, стараясь не слить перламутр. Остается только подсушить, и порошок будет готов.
Для ускорения процесса часто советуют после слива воды добавить немного ацетона и снова дать отстояться. Когда порошок осядет, ацетон необходимо слить, а осадок вылить в широкую посуду (тарелку) и поставить в хорошо проветриваемое помещение до полного испарения ацетона. Из рыбьей чешуи можно получить также перламутровые пластины и использовать их для различных изделий. Правда, порошка получится мало: с чешуи 3-4 кг рыб можно получить 1-2 г перламутрового порошка. Подмешанный в краску перламутровый порошок придает краске изумительный переливчатый блеск.

Есть и другой способ получения перламутрового порошка — неприродный . Для получения перламутрового порошка используется тиосульфат бария. Кристаллики этого вещества, смешанные с каким- либо бесцветным лаком, превращают его в «жемчужный». Если же их ввести в желатиновый или столярный клей и нанести слой его на изделия из дерева, картона или папье-маше, то можно добиться полной имитации перламутра.

Иногда для изготовления сувениров, поделок необходимы перламутровые пластины . Для имитации перламутровых пластин сначала готовят светлый костный клеевой раствор, разливают его в формочки и посыпают сернокислым магнием. На образовавшийся слой выкристаллизовавшейся соли мягкой кистью наносят смесь мелкой рыбьей серебристой чешуи с раствором клея. Сверху все покрывают раствором желатина и прижимают грузом.

Изделия из природного перламутра :
Перламутровый порошок можно использовать для изготовления сувениров, в отделочных работах, подмешивая его в небольшом количестве в краску, а из пластин можно сделать различные украшения, выпилить и сделать маленькие шкатулки для драгоценностей. Искусственный перламутр прекрасно сочетается с деревом, костью.

Затраты на производство природного перламутра будут небольшие, ведь купленную рыбу можно будет употребить в пищу, а ваш доход будет зависеть только от ваших фантазии и трудолюбия.

Рекомендации :
Перламутр можно использовать для изготовления своих изделий, а можно предлагать в виде порошка и пластин тем, кто занимается изготовлением сувенирной продукции, и реставраторам. Изготовление сувениров лучше приурочить к какому-нибудь празднику, скажем, к 8 Марта, Новому году. Реализацию организуйте через сувенирные отделы, торговые точки на рынке, художественные лавки.

Рентабельность :

  • Начальные затраты: от 1 ООО рублей
  • Месячный доход: 3-10 тыс. рублей.

    Перламутр – от немецкого perlamutter (“мама”, “прародительница”) – впечатляющий результат жизнедеятельности морских организмов в глубинах подводных миров. Натуральный перламутр – это внутренний толстый известковый слой раковин некоторых видов морских моллюсков. По шкале Мооса камень перламутр достигает показателей до 4,5 твердости, плотность – 2,7 г/см³. Человечеству он известен уже более 40 тысяч лет.

    Перламутр – впечатляющий результат жизнедеятельности морских организмов в глубинах подводных миров

    Самородок природного бело-розового оттенка с изящными светящимися, словно двухцветное северное сияние, переливами еще с древних времен имел невероятный успех у людей за свою доступность и красоту одновременно. Поэтому и название белого перламутра – прародителя жемчуга – на традиционных языках мира звучит практически идентично немецкой транскрипции: mother of pearl (“жемчужная мама” или “мать жемчужины”) по-английски, mereperle и более позднее la narch (“раковина”) по-французски, madreperla по-итальянски.

    Мир перламутра состоит из накопления белого вещества, в основном это углекислая белая известь (арагонит), внутри морских раковин. Живущий в раковине моллюск всем своим тельцем способен выделять и наслаивать такой органический известняк внутри различными слоями, состоящими из мелких пластинок, соединяя их с неорганическими веществами. Именно от того, в каких водах проживала и чем питалась в это время раковина, а также от толщины и строения слоев будет зависеть в дальнейшем степень и интенсивность цвета переливов белого перламутра. Чем тоньше слой арагонита, тем ярче перламутровый цвет.

    Натуральный перламутр – это внутренний толстый известковый слой раковин некоторых видов морских моллюсков

    Цвет переливов минерала – это своеобразная радужная игра оттенков одного слоя раковины , своеобразный мир перламутра. И это, в свою очередь, уже способно создавать вещество различных цветов: от зеленого до серого, от нежного розового до бежево-золотистого и бело-голубого. Именно зеленый перламутр, имеющий второе название “галиотис”, имеет природную возможность распределять внутри раковины переливы на разные оттенки.

    Встречается в природе и чисто-желтый самоцвет. Кроме того, это природное морское создание можно встретить фиолетово-синеватых оттенков и даже черного цвета.

    Свойства камня перламутр (видео)

    Историческая составляющая камня

    Мир перламутра захватывал внимание еще с древних времен, стоило лишь только взглянуть на аккуратную горошину, излучающую ровное и чистое сияние. Розовый перламутр считается одним из лучших по ровности оттенка, а значит, и по изысканности своего свечения. Такие камни взращивают внутри моллюски из тропических морей, где тепло течений словно само велит природе не отказываться от таких изысков.

    Белый перламутровый камень со времен Древнего Рима и Древнего Египта ценился на одном уровне с жемчугом. Его чаще всего зарождают раковины в морях бассейнов Тихого и Индийского океана, Филиппин и у побережья Японских островов. Именно от древних цивилизаций и тянется шлейф магического свойства камня перламутр: самородок ценили за олицетворение власти и мудрости. Согласно бытующей легенде, знаменитый древнеримский император Нейрон свою гробницу от пола до потолка облицевал перламутровыми пластинами.

    При раскопках древнеегипетских цивилизаций находили большое количество хорошо сохраненных цельных ювелирных изделий: браслетов, гребней, ожерелий и серег. С тех времен считается, что магия перламутровых камней не только в их физических свойствах долголетнего хранения в природе, но и в сохранении молодости и красоты обладателя изделий из самоцвета. Черный перламутр выступает живым примером такой магической силы и таинства, тем более он считается одним из редких и зарождается в раковинах пресных рек.

    Галерея: камень перламутр (50 фото)




























    то для народов северных стран, куда готовый самородок начали ввозить с Востока, он стал олицетворением редкостного знамения, окруженного таинством заморского происхождения, несущего в себе благополучие в различных сферах.

    Приобретенная со временем дороговизна камня в Европе и северных странах дала возможность создавать даже посуду, особенно кубки, для знатных дворов. Испить из перламутрового кубка, облаченного в серебряную оправу, – значит исцелиться от недуга и продлить свою жизнь. Поэтому уже тогда магические свойства морского самородка трансформировались в зодиакальные значения, и мир перламутра заманил своих поклонников в астрологию.

    Именно по гороскопу камень подходит Рыбам и Водолеям. Серый перламутр наделяет знак зодиака Рыбы решительностью, минимизирует подавленность, укрепляет дух и придает уверенности более ранимым представителям.

    Перламутр и знак зодиака Водолей и вовсе существуют в идеальном тандеме. Для эксцентричных и порой своеобразных натур морской камень выступает путеводителем в любом начинании, будь то творческая или материальная составляющая.

    Ношение изделия из перламутра дарит Водолеям душевное равновесие, помогает достичь целей в поиске своего определяющего по жизни пути. А у китайцев и индийцев магические свойства перламутра и вовсе сводятся к бессмертию его хозяина и удаче при заключении пари.

    Как ухаживать за минералом

    В работе профессиональных мастеров обработка перламутра несложна и имеет сходство с таковой для слоновых костей. Камень легок, поэтому распиливание его удобно производить ювелирной пилкой или обычным лобзиком.

    При обработке перламутровых пластин следует пользоваться вентилятором, поскольку материал крошится на мелкую пыль, вредную для здоровья, и при разрезе и шлифовке выделяет слишком неприятный запах.

    Современные ювелиры Востока научились разбавлять природный цвет камня за счет химического вытравливания и искусственного вымывания цвета. Добавление в его природный состав марганцовки, нашатыря и даже желатина приведет к изменению цвета, так появляется на свет красный перламутр.

    При эксплуатации готовых перламутровых изделий их следует периодически полировать, что позволит сохранить естественный блеск камня. Особенно это касается цветных камней, которым необходим более щепетильный уход. Помимо прочего, желтый перламутр не любит соприкосновения с чрезмерным теплом. Поскольку в составе камня находится вода, ее периодическое испарение чревато возникновением трещин и тусклых пятен на поверхности минерала.

    Самые дорогие камни в мире (видео)

    Мир перламутра действительно хрупок и изящен, и, открыв его для себя, простой обыватель захочет жить внутри этого мира, наслаждаясь магией цвета и таинством исходящего от минерала тепла и красоты.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Приветствую всех, кто решил заглянуть в мою мастерскую, где я расскажу и покажу, как вырезаю вставки из перламутра для инкрустации. Для вставок я использую вьетнамские ракушки-жемчужницы. Они бывают разной толщины и размера. Я ценю в них цветовые переливы, отражательную способность и крепкую структуру.

    Из цельной ракушки я вырезаю лобзиком заготовки небольшого размера, зажав её в тисочки с мягкими губками. Эти заготовки имеют определённую толщину для дальнейшей обработки.

    Вырезанные пластины перламутра я на точиле обдираю до толщины 2 мм. Они становятся более ровными и плоскими. Их удобно зажимать и обрабатывать.

    Зачистив поверхность перламутровых заготовок наждаком, я наношу рисунок. Это будут 2 перламутровые уточки.

    Заготовленная пластина перламутра, с нанесённой на неё рисунком, переходит к следующему этапу выпиливания. Фрагменты вставок я выпиливаю электролобзиком.

    Электролобзик, конечно облегчает работу по выпиливанию, но ракушечные пластины достаточно крепкие для швейцарских пилочек. Но при достаточном усердии и аккуратности я выпиливаю вставки прямо по контуру.

    При достаточной твёрдости материала, перламутровые вставки в виде уточек очень хрупкие и требуют осторожности, т.к. могут сломаться.

    Перламутр удобно обрабатывать на точильном круге. Круг позволяет снять большой допуск и облегчить окончательную опиловку вставок.



    Сняв лишний допуск, я перехожу к окончательной обработке вставок.

    Аккуратно, зажав элемент вставки маленькими тисками, губки которых проклеены кожей для бережного фиксирования деталей, я надфилем разного профиля окончательно обрабатываю контур уточек из перламутра.

    Моя цель рассказать и показать Вам как я выпиливаю и обрабатываю вставки для инкрустации из перламутра. Но на этом этапе работа с перламутром не закончена.

    Уточки вставлены в изделие и зачищены вровень с поверхностью. Они будут такими безликими до тех пор, пока изделие в виде ложи не будет окончательно доделано. И после того как я проолифлю изделие не один раз и отполирую его, я возвращусь к уточкам из перламутра, которые блестят и переливаются перламутровыми цветами.

    Пора их изобразить во всей красе, то есть растушевать. Сейчас я покажу и расскажу, как они растушёвываются. Но сначала тонким карандашом прорисовываю контур крыльев, лап и туловища.

    Сразу прорисовывать всю птицу не стоит, т.к. карандаш легко стирается с полированной поверхности перламутра одним неловким прикосновением руки. Взяв граверный резец из твёрдой стали, я начинаю прорезать контур карандаша на перламутре.

    Поверьте, растушёвывать перламутр очень сложно. Нужна твёрдая рука и очень острый резец. Ослабление контроля над резцом, и он соскальзывает по твёрдому перламутру, как по стеклу, оставляя царапину, которую трудно вывести. Каждый раз, затачивая резец я потихоньку, не спеша, прорезаю контур и опять карандашом наношу рисунок.

    И снова острым резцом прорезаю тонкие перья птиц.

    Я стараюсь, как можно крупнее показать для Вас весь процесс моей работы с перламутром. Макросъёмка, это как увеличительное стекло, показывает мелкие недостатки и в тоже время говорит о такой мелкой работе, что глазами приходится приглядываться в детали при естественном просмотре.

    Свою работу по выпиливанию перламутра и его растушёвки я закончил.

    Я рассказал и показал в своём мастер-классе, как я это делаю. Это изделие что я украсил, люди подарят кому-то, или оставят себе в подарок. Мне будет тоже приятно, потому что мою уточку, уже никто не потревожит и она будет радовать взор.

    С уважением ко всем, кто своими руками создаёт чудо!

    Юрий Поляков.

    Раскрой раковину.

    Раскрой раковину (работа с перламутром)

    Моллюсков с твердым панцирем самых причудливейших форм можно обнаружить в любой реке или озере, не говоря уж о морях и океанах, где их разновидности исчисляются тысячами. Хотя пластмассы и другие материалы потеснили раковины, в прикладном искусстве они не потеряли своего значения и сейчас.

    Под внешней темно-коричнево-зеленоватой оболочкой створки таится удивительный декоративный материал - перламутр. По прочности он не уступает поделочным камням, а по красоте, изысканному сочетанию разнообразных опалесцирующих бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых, даже черных оттенков не имеет себе равных. Недаром перламутр в переводе с немецкого означает «мать жемчуга».

    Собирать раковины погибших моллюсков можно по берегам морей и рек. Многие из них уже очищены водой, солнцем и ветром. Попадаются, конечно, и битые, но для многих поделок это не имеет значения. Правда если раковины долго находились вне воды, они стали ломкими, выцветшими и не годятся для работы. Особенно это касается таких тонкостенньи раковин, как речная беззубка или морская мидия. По этой причине их никогда не сушат на солнце, если хотят сохранить целыми.

    Встречаются и такие, которые необходимо очистить от наросших на их поверхности известковых покрытий и растений. Красивые и редкие раковины, как правило, используют в поделках целиком. Экземпляры же со сколами или битые служат материалов для резьбы, инкрустации, коллажей.

    Металлическими щетками или ножом с внешней поверхности соскребают грязь, известковые остатки удаляют кистью, смоченной в 15 %-ном растворе соляной кислоты. Нелишне напомнить о правилах безопасности при работе с кислотами. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После смачивания изделия тщательно промойте под струёй воды и почистите металлической щеткой. Операцию повторите несколько раз до полной очистки.

    Итак, раковины очищены. Снимите наружный слой (это относится к створчатым перламутровым раковинам). Обдирку произведите напильниками или на наждачном круге, переходя постепенно от более грубого инструмента к тонкому, отделочному. Следующая операция - получение заготовок. Для этого раковины ножовкой по металлу режут на куски. Если их конфигурация сложная, используйте специальный лобзик (см. рис. 1). После этого придайте напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обращаем ваше внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка.

    Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно сделать нехитрое приспособление, показанное на рисунке 2. В деревянной ручке шилом предварительно проколите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляется в ручку.

    Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микроэлектродвигателя, снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки из раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей - ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и, помешивая, доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например «Момент».

    А теперь расскажем, какие же виды работ можно проводить с подготовленными раковинами.

    Гравировка
    Ей предшествует нанесение рисунка на подготовленную поверхность заготовки из раковины. Для начинающего гравера самый простой способ перевести рисунок через копировальную бумагу. Чтобы линии сохранились четкими и не размазывались во время работы, их надо закрепить лаковой пленкой. Можно наносить рисунок сначала на бумагу, затем наклеить ее резиновым клеем на раковину. После подсыпания клея рисунок накалывается точками. Из отверстий остатки клея удаляют тампоном, смоченным в бензине, и им же втирают тушь. Затем бумагу снимают, точки соединяют линиями при помощи гравировальной иглы или коготка, показанных на рисунке 3. Гравировку часто тонируют обычными цветными карандашами. Эту операцию начинают с того, что контурные линии обводят черным карандашом, после чего влажной тряпкой протирают поверхность. Следы карандаша остаются видимыми только по линии контура. Далее внутреннюю часть рисунка проскребают маленькой стамеской с мелкой насечкой. От частоты насечки зависит плотность цвета на гравированном рисунке. Можно втирать и порошкообразные красители. Удобнее гравировку вести на специальном приспособлении, напоминающем грибок (см. рис. 4). Его вырезают из плотной древесины дуба или бука. С помощью мастики заготовку наклеивают на грибок. Мастика готовится на основе клея, растворимого в ацетоне (например, БФ-4), с добавлением мела или зубного порошка до получения тестообразной массы. Недостаток этой мастики - длительная сушка наклеенной заготовки. Неудобно также то, что после гравировки заготовку отделяют от грибка с помощью ацетона. Поэтому лучше использовать серый пластилин. Правда, при работе бормашинкой он разогревается и теряет прочность.

    Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец.

    Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проще всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл.

    Резьба
    Здесь используют те же приспособления, что и при гравировке. Только ажурная резьба требует специального приспособления, применяющегося при выпиливании лобзиком. Инструмент для этого вида работ и техника его применения несколько отличаются от резьбы по другим материалам. Объясняется это слоистостью перламутровых раковин. Чтобы не сорвать слой, резьбу проводят методом выскребания. Основным инструментом в работе служит трехгранный шабер. Инструмент затачивается, как показано на рисунке 5. Обычно его готовят по 2-3 штуки разного диаметра от 1,5 до 6 мм. Остро заточенный шабер вставляют в рукоятку, сделанную по руке. Тогда вы меньше будете уставать. Инструментом можно пользоваться при всех видах резьбы по раковине: рельефной, объемной, контурной, геометрической, гладкой с расцветкой и самой сложной ажурной или, как ее еще называют, резьбе на проем. Резьба отличается от гравировки более выпуклым изображением. После нанесения рисунка следует подрезание контуров изображения. Вначале все контурные линии и границы углубляют, а затем рисунок подрезают сбоку, отделяя его от фона. Инструмент в этом случае проходит справа или слева от линии рисунка. Окружив изображение углубленной канавкой, далее удаляют несколько слоев с фона. На этой стадии работы можно пользоваться надфилями, напильниками, косыми ножами и стамесками. При ажурной резьбе вначале проводят высверливание и выпиливание сквозных отверстий с помощью сверла и лобзика и только после закрепляют заготовку на грибок. Надо помнить, что достоинство материала раскрывается полнее, если изображение удачно сочетается с цветовыми переходами кристаллической структуры раковины.

    Работу завершает шлифовка тонкими наждачными бумагами и шлифовальными палочками (см. рис. 6). Окончательная доводка - полировка фланелью.

    Тонирование
    Усилить восприятие природных достоинств материала помогает тонирование раковины. Простейший прием - матирование. В этом случае углубления оставляют матовыми, а выпуклое изображение шлифуют до жемчужного блеска. Переход от блестящего к матовому выразительно подчеркивает объемность изображения.

    Еще один прием - действие на органическую основу раковины химическими реагентами. Применяется он чаще для перламутровых раковин. Вначале их выдерживают в течение 3 суток в растворе азотнокислого серебра (ляпис) или пермангоната калия (марганцовка), а затем просушивают на солнечном свету несколько часов. При таком методе тонирования выбор цветовой гаммы ограничен серым, бурым или черным цветом. Надо учитывать также естественные тона окраски раковин, тогда цветовую гамму можно несколько расширить - получить серо-голубые, коричнево-оранжевые оттенки.

    Еще один метод тонирования готовых изделий из перламутра - применение анилиновых красителей. Практика показала, что предпочтительнее использовать красители для шерстяных тканей. Они лучше ложатся на перламутр и более стойки к выцветанию. Советуем пользоваться цветами, близкими к естественным, встречающимся на раковинах - оранжевыми, голубыми, зелеными, черными. Раствор готовится по рецепту, указанному на упаковке. Прежде чем браться за окраску готового изделия, попробуйте краситель на образцах. С их помощью проще подобрать необходимую дозировку и время окрашивания.

    Подлежащие окраске изделия из перламутра обрабатывают 3-5%-ным раствором уксусной кислоты, а затем в растворе красителя доводят до кипения и остужают вместе с ним. Окраску проводят и без кипячения, выдерживая в красителе от 2 до 5 суток. В этом случае в краситель добавляют немного уксуса. Окрашенные изделия сушат и полируют. Преимущество анилиновых красителей еще и в том, что они полностью сохраняют естественный опалесцирующий блеск перламутра. Чтобы окрасить изделие не полностью, а выборочно, необходимо части, не подлежащие тонированию, покрыть лаком. После окрашивания его удаляют тампоном, смоченным в ацетоне.

    Роспись по перламутру
    Кроме тонирования перламутровых изделий, существует интереснейшая для зрительного восприятия тональная роспись раковин.

    Секрет ее заключается в том, что краситель как бы проникает в саму структуру раковины. Сухой красящий пигмент разводят в растворе уксусной кислоты. Уксус, пропитывая и одновременно растворяя кальций раковины, способствует проникновению красителя в структуру перламутра. Работа эта тонкая, требует исключительного внимания. Рисунок, полученный методом гравировки, тонкой акварельной кистью пропитывают красителем темных тонов. Краске надо дать впитаться, высохнуть, а затем под струёй воды смывать случайные пятна. Изделие насухо вытирают и полируют вновь, чтобы окончательно удалить ненужные пятна красителя, которые успели впитаться. Дальнейшую роспись фоновых поверхностей проводят большой кистью. Краску равномерно наносят на раковину, дают время для подсыхания. Затем изделие промывают под струёй воды. Если тон недостаточно насыщенный, операцию повторяют. При желании осветлить тон, раковину слегка полируют. Кроме анилиновых красителей, можно пользоваться акварельными пигментами, разводя их уксусной кислотой в концентрации не более 20 %. В слабо концентрированных растворах красителя тона получаются менее насыщенные. Высокие концентрации применять не рекомендуем - они вредны для здоровья.

    Мозаика из раковин
    Как правило, она выполняется на основе из холста, фанеры или оргалита. Если работа ведется на холсте, готовят подрамник, натягивают на него холст, предварительно проклеенный рыбьим клеем или клеем ПВА. Композиция из раковин сначала раскладывается на холсте по нанесенному тонко заточенным угольком рисунку. Каждую раковину тщательно промазывают клеем ПВА и плотно укладывают на место. В композициях раковины используются как целые, так и ломаные. Допустимо использовать раковины от различных видов моллюсков. Красиво смотрятся раковины с камнями и кораллами.

    Целым раковинам и их обрезкам иногда с помощью напильника или кусачками можно придать нужную форму.

    Один из примеров составления мозаики из раковин показан на рисунке. Своеобразно и интересно смотрятся выклейки из раковин на тонированной черным лаком фанере, оргалите или доске. Здесь могут быть использованы и самые распространенные речные прудовики, катушки, беззубки и морские - гребешки, мидии и устрицы.

    Поверхность доски тщательно ошкуривается, а затем покрывается 2-3 слоями черного лака. Пригоден и битумный лак. Если в качестве основы вы используете оргалит, подумайте, какая из его сторон станет лицевой, ведь одна сторона у него тисненая, другая гладкая. Поверхность этого материала лучше тонировать водоэмульсионной краской с добавлением гуаши.

    Выполнение мозаик из перламутра близко по технике к флорентийской мозаике из камня, только гамма перламутра хотя и более нежная, но не имеет такого цветового многообразия.

    В последнее время художники стали чаще работать в так называемой перегородчатой технике набора. Суть его заключается в том, что между кусочками раковин различной конфигурации прокладывается металлическая проволока или тонированная в черный цвет паста, которая засыхая образует как бы перегородки. Пасту готовят следующим образом. Берут клей ПВА, цемент или гипс и сажу. Все тщательно перемешивается и наносится на основу тонким слоем. Не давая пасте застыть, на нее быстро выкладывают заранее приготовленные отполированные кусочки перламутра и закрепляют.

    OCR Рощупкин Максим

    Перламутр

    С точки зрения химии, это самый что ни на есть жемчуг, только плоский. И, разумеется, сравнительно дешевый. Поэтому издавна он стал популярным материалом для украшения разных изящных предметов, от шкатулок до кресел. Мне довелось видеть огромный сундук, сплошь покрытый хитрой инкрустацией из разноцветного морского перламутра.

    Часто попадаются китайские и вьетнамские настенные панно – черные лаковые квадраты или восьмиугольники с классическими жанровыми сценками из старинной жизни, решенные не плоским рисунком, но моделированием формы толстого перламутра тщательно вырезанным барельефом, штриховкой тонкими линиями и заполнением их соответствующим красителем. Несмотря на сравнительно малый возраст, их состояние порой плачевно.

    Как бы там ни было, вне зависимости от сложности изделия, беда для подобных вещей одна – выпадение и утрата фрагментов. Так как мелкие и крупные пластинки, из которых составлена композиция, попросту вклеены в основу, любой из неблагоприятных факторов оказывается роковым: рассыхание, сырость или чередование этих бед приводят к печальному итогу. Сложность реставрации состоит в необходимости подбирать материал не просто нужного размера и толщины, но и цвета, а оттенков у настоящего перламутра много, буквально весь видимый спектр плюс целая гамма отливов, переливов и прочего.

    Помимо морского применяется также речной перламутр из больших, в ладонь взрослого человека, створок пресноводной раковины-беззубки. Он не столь хорош – мала толщина (не более 1,5 мм), а цвет просто белый, жемчужный.

    Обрабатывать перламутр довольно сложно. Он тверд и хрупок, «зализывает» и портит напильники, быстро тупит вообще любые режущие кромки, а при обтачивании абразивным электроинструментом отчаянно смердит стоматологическим кабинетом, поскольку имеет одинаковую природу с зубами. Железистые клетки мантии моллюска на протяжении всей его жизни выделяют кристаллы арагонита в виде микроскопических чешуек, так называемые перламутровые листочки. Склеиваясь конхином, они образуют пластины, наслаивающиеся друг на друга. Яркая игра зеленых и красных тонов обусловлена пластинками толщиной порядка 0,004-0,006 мм, а более толстые дают бедный, почти белый цвет, характерный для речных и озерных раковин.

    Существует порочная практика подкрашивания перламутра растворами нитрата серебра, йода, пикриновой кислотой, марганцовкой и т. д., но со временем такой материал разрушается, хотя в естественном состоянии способен без катастрофических изменений сохраняться тысячелетиями, что подтверждают археологические находки.

    В качестве примера рядовой, примитивной реставрации предмета, инкрустированного белым перламутром, можно привести восстановление декора балалайки (рис. 162). Нехитрая работа свелась к выпиливанию тонких плоских фрагментов и вклеиванию их в соответствующие углубления на верхней деке увечного инструмента, после чего вся поверхность была отшлифована и покрыта лаком.

    Помимо инкрустаций большей или меньшей сложности встречаются также изделия из цельных раковин жемчужницы, кораблика и других. Это могут быть плоды ручного труда (обычно с Востока) или продукты фабричной выделки из Европы, где такое производство существует с XIX века. Чаще всего раковины при этом полируются с обеих сторон, приобретая неописуемый шарм. Однако, будучи разбитой, подобная редкость физически не может быть восстановлена в прежнем виде – причудливые стыки избороздят безупречный глянец.



  • error: Контент защищен !!